Коллекторы звонят по чужому долгу - что делать

В последнее время такое событие как звонок на телефон от коллекторов с требованием по чужому долгу приобрело массовый характер. Звонят на мобильный телефон и требуют несуществующий долг совершенно чужого человека. При этом естественно требуется время, чтобы разобраться о чём идёт речь, объяснить, что у вас нет долгов и вы не знаете гражданина, у которого имеется задолженность перед кредитной организацией. Казалось бы, поговорили, обсудили, разобрались. Но новый звонок не заставит вас долго ждать. Некоторым трезвонят в течение многих лет, в среднем 1-3 раза в месяц. Занесение звонящих в чёрный список не помогает, начинают звонить с других номеров. Между тем с этим явлением можно и нужно бороться, но сразу надо предупредить, что придется потратить немного сил и времени.

 

 

Итак, что делать, когда уже "достали" требованиями отдать чужой долг, и уже не хочется каждый раз объяснять, что это ваш телефон и вы не знаете того человека, который задолжал.

Следует знать, что просто по телефону, объяснив коллекторам ситуацию, вы от звонков не избавитесь. Даже если телефон уже принадлежит вам больше десятка лет и кредитов вы никогда не брали. Будут звонить снова и снова. Проверить принадлежность мобильного телефона на текущий момент для коллекторов не представляется возможным, собственно эти организации и не заморачиваются по этому поводу. 

Самый простой вариант, который предлагают "сердобольные" сотрудники кредитных организаций - это сменить номер телефона.

Это действительно самый простой и действенный метод отвязаться от навязчивого внимания со стороны коллекторов. Затем этот номер продадут следующему "счастливцу". Здесь есть одно существенное "НО". Обычный человек номер телефона старается не менять вообще. К этому номеру уже привязаны родственники, друзья, знакомые, работа и многое другое, что нужно для коммуникации в повседневной жизни. Поэтому переходим к другому алгоритму, к сожалению, требующему больше времени и затрат. Тянуть не следует, т.к. переход права требования долга может произойти в любой момент и уже сотрудники другой кредитной организации будут доставать вас звонками.

Разбираемся со звонками по несуществующему долгу. 

Первое, что нужно сделать в разговоре с коллекторами, следует узнать название самой кредитной организацией. И желательно фамилию, имя, отчество сотрудника, который с вами разговаривает. Обычно проблем с этой информацией нет.

Второе действие, это звоним нашему мобильному оператору и узнаём, где мы можем взять два документа, заверенного мобильным оператором:

  • документ, подтверждающий, что этот номер телефона принадлежит вам;
  • распечатку за небольшой период времени, где должен присутствовать этот коллекторский звонок: дата, время, время разговора.

Проблем с получением этих двух документов у мобильного оператора не возникает.

Затем узнаём адрес организации, которая вас беспокоит. Юридический адрес возможно узнать на сайте Федеральной налоговой службы https://egrul.nalog.ru/ или https://bigro.ru/ - Сведения о государственной регистрации.

fns egrul egrip 2

Дальше можно пойти простым путём.

  • Если кредитная организация находится в том же городе, что и вы, то можно сьездить по фактическому адресу этой кредитной организации и написать заявление, с требованием не звонить и не использовать ваши персональные данные (в данном случае номер мобильного телефона). К заявлению приложить копию документа, подтверждающего владельца телефона. Предварительно нужно позвонить в эту организацию и узнать, куда можно подьехать для подачи данного заявления.

Или пойти более правильным путём.

Для этого пишем претензию по юридическому адресу организации. В претензии описываем ситуацию, в которую вы попали, благодаря навязчивым неправомерным звонкам, а также ссылаемся на нормативные правовые акты, которые не позволяют этого делать. Прежде всего это:

В соответствии с п.1 ст. 4 Федерального Закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие) при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, разрешены законом только с должником.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» допускается обработка персональных данных только с предварительного согласия субъекта персональных данных: «Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено».

Ответственность за нарушения действий, направленных на возврат задолженности, предусмотрены ст. ст. 15.26.1 КоАП РФ, ч.ч. 2-6 ст. 15.26. КоАП РФ, ст. 14.57 КоАП РФ, ст. 330 УК РФ, ст. 137 УК РФ, ст. 163 УК РФ и др. нормативно-правовыми актами.

В конце претензии требуем:

  1. Прекратить телефонные звонки с требованиями возвращения долга гражданина РФ, с которым я не знаком, на мой мобильный телефон.
  2. Удалить все мои персональные данные, на обработку которых я не давал своего согласия.
  3. Направить мне письменное уведомление о том, все мои персональные данные удалены, в том числе мой номер мобильного телефона.

В случае отказа от прекращения телефонных звонков на мой мобильный телефон и удаления всех моих персональных данных, буду вынужден обратиться за защитой своих прав и законных интересов в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), Роскомнадзор, в органы ФССП, прокуратуры, полиции и судебные органы, с требованием защиты моих прав и законных интересов, а также проверки законности деятельности кредитной организации. 

В приложении указываем:

  1. Копия распечатки телефонного звонка.
  2. Копия справки, подтверждающего владельца телефона.


Требуем дать ответ в течение 10 дней. Если сами не можете составить претензию, то обратитесь в юридическую фирму. Вам быстро и квалифицированно напишут претензию. 

Дальше идём на почту и отсылаем на юридический адрес кредитной организации претензию заказным письмом с описью и уведомлением о вручении.

Отсылаем соответственно:

1. Претензия (не забываем расписаться в конце претензии, иначе документ не будет действителен).

2. Копию распечатки телефонного звонка.

3. Копию справки, подтверждающего владельца телефона

После этого кредитная организация обязана будет в соответствии с законом удалить ваши персональные данные из своих баз данных и уведомить вас письменно о произведённых действиях.

Учитывая, что письмо будет идти определённое время, затем будет рассматриваться, затем напишут ответ, то пройдёт 3-4 недели.

Обычно эти действия в большинстве случаев приводят к решению проблемы. Больше звонков не поступает.

Если это не помогло, то придётся продолжить свою борьбу. Подключаем в том числе государственные ресурсы, которые должны быть на страже наших законных интересов (государство нужно в том числе для этого).

1. Обращаемся с жалобой в Национальную Ассоциацию Профессиональных Коллекторских агенств (НАПКА). Электронная жалоба: napca.ru/napravit-zhalobu/ или bigro.ru/ - НАПКА.

napka ru

Если коллекторское агенство не входит в НАПКА, то к сожалению эффективной реакции на обращение в эту ассоциацию не будет.

2. Обращаемся с жалобой в РОСКОМАДЗОР. Электронная приёмная здесь: rkn.gov.ru/treatments/ask-question/ или bigro.ru/ - Электронная жалоба - Роскомнадзор.

rkn.gov.ru

В данном случае используют наши персональные данные без нашего согласия. Описываем ситуацию, отсылаем также копии документов, которые взяли у мобильного оператора.

3. Обращаемся с жалобой в Федеральную службу судебных приставов. Электронная приёмная: fssprus.ru/form/.

4. Этот пункт только при реальной угрозе жизни и здоровью или при вымогательстве. Здесь важно, чтобы угроза вымогательства или насильственных действий была реальна. Например, вам звонят и требуют возвратить долг или выслать бригаду к вам на дом для "выбивания" долга. Никакие ваши доводы просто не воспринимают. Тогда обращаемся в полицию и пишем заявление о вымогательстве или угрозе для вашей жизни и здоровью со стороны кредитной организации, которая требует долг за другого гражданина, с которым вы даже не знакомы - ст. 163 УК РФ. А также можно обратиться в органы Прокуратуры, электронная приёмная Прокуратуры г. Москвы - http://www.mosproc.ru/ipriem/ или bigro.ru/ - Электронная жалоба - Прокуратура г. Москвы.

online proc mos

4. Обратиться с исковым заявлением в суд. Здесь понадобятся все собранные документы. Но это уже затратный по времени, а также по средствам пункт. Возможно придётся воспользоваться услугами юриста.

Таким образом в этой статье кратко рассмотрены возможные варианты решения проблемы со звонками от кредитных организаций, когда требуют вернуть долг, который за вами не числится.

 

Читайте также:

Разрушается балкон - что делать

Ростест и ЕАС, Евротест и «серый» аппарат

Страхование вкладов в банках